Научная революция XVI-XVII вв.Учебные материалы по биологии / Значение работ Коперника и Галилея для становления современной науки и естествознания / Научная революция XVI-XVII вв.Страница 1
наука познание парадигма
Отправной точкой научной революции, в результате которой появилась классическая наука и современное естествознание, стал выход книги Николая Коперника “О вращении небесных сфер” в 1543 г. Отсюда началось освобождение естествознания от теологии.
Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птоломея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как избраннице божьей и о привилегированном положении человека во вселенной. Эта теория отбросила также идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление небесных и земных движении, нанесла удар церковной легенде о сотворении мира богом. Но гелиоцентрические идеи, высказанные Коперником, были всего лишь гипотезой, нуждавшейся в доказательстве. Поиск аргументов в пользу этой гипотезы и стал основной задачей научной революции XVI-XVII вв., которая начинается с работ Г. Галилея.
Главным достижением Галилея в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Важнейшее значение в борьбе с религиозными догмами имели астрономические открытия Галилея, послужившие важными аргументами в пользу истинности гелиоцентрической системы Коперника. Г. Галилей представлял не только астрономические, но и механические доводы в пользу учения Коперника.
Прогрессивным для того времени было и мировоззрение Галилея. Он считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая механическая причинность абсолютно неизменных атомов, подчиняющихся законам механики.
Галилей сформулировал принцип инерции: любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного или прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не выведет его из этого состояния. Он положил конец многовековому заблуждению, идущему от Аристотеля, о том, что для поддержания равномерного движения необходима постоянная сила.
Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть, согласно Галилею, высшая ступень знания. Галилей был одним из основоположников опытного естествознания. Ему принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.
Однако Галилей не избавился от религиозных предрассудков, признавал божественный первотолчок. Основной труд - “Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой” (1632).
Заключение
Итак, наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Содержательно это понятие включает в себя также процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы их применения в практической жизни людей. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики. В этом мире самому человеку, субъективному элементу этого мира, его ценностным ориентациям отводится роль весьма незначительная (для этого есть искусство, мораль, религия). Поэтому, только взаимодополняя друг друга, все эти составные части культуры могут выполнять свою основную функцию - обеспечивать и облегчать жизнь человеку, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной части придается большее значение по сравнению с другими, то это приводит к обеднению культуры в целом и искажению ее основного назначения.
Смотрите также
Генетика и биохимия микробного синтеза полигидроксиалканоатов
ВВЕДЕНИЕ
Полиэфиры
гидроксипроизводных жирных кислот, полигидроксиалканоаты (ПГА), активно изучаются
в настоящее время в связи с их биодеградируемостью, относятся к резервным
макромо ...
Асептика в биотехнологии
Введение
Биотехнологические процессы в основном проводят в асептических
условиях. Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение
попадания в среду посторонних вещ ...
Развитие отделов головного мозга детей раннего возраста, подвергшихся внутриутробному воздействию алкоголя
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
Неблагополучно протекающая беременность и роды оказывают часто более
пагубное воздействие на нервную систему и психику человека, чем эндо- и
экзогенны ...