Теория стресса и общего адаптационного синдрома (Г.Селье). Гормоны коры и
мозгового вещества надпочечников и их роль в адаптационных процессах и мышечной
деятельностиУчебные материалы по биологии / Фазы сердечного цикла. Деятельность дыхательного центра. Процессы пищеварения / Теория стресса и общего адаптационного синдрома (Г.Селье). Гормоны коры и
мозгового вещества надпочечников и их роль в адаптационных процессах и мышечной
деятельностиСтраница 1
Основоположником учения о стрессе является патофизиолог Ганс Селье, который в 1926 г опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих самыми разными заболеваниями. Он обнаружил, что, несмотря на существенные отличия в их течении и их происхождении, между всеми ними существовала некоторая общность. У всех наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, изменение артериального давления, утрата мотивации к достижению. Он обозначил эти симптомы как ― просто болезнь. В последующем было обнаружено, что в организме больных разными заболеваниями происходили стереотипные нарушения: гипертрофия коры надпочечников, уменьшение массы тимуса, появление язв в желудке и двенадцатиперстной кишке. Этот комплекс симптомов был назван ―общим адаптационным синдромом или ―синдромом биологического стресса. Термин стресс означает напряжение. В данном случае процесс и результат напряжения регуляторных и защитных систем организма.
Таким образом, в нормальном организме человека существует универсальный механизм, направленный на борьбу с неблагоприятным фактором, воздействие которого может привести к гибели организма или его повреждению.
Основное значение неспецифической составляющей процесса адаптации состоит в обеспечении организма пластическим и энергетическим ресурсом для формирования структурного следа и эффективной деятельности, реакции бегства - нападения по Кеннону. Поскольку организм существует в постоянно меняющихся условиях, система неспецифической (стрессорной) активации функционирует практически постоянно с разной величиной активности. При этом оптимальная работоспособность организма осуществляется при оптимальной величине активации (напряжения или стресса).
Ганс Селье выделял позитивный стресс - эустресс, сопровождающий активную деятельность, делающий ее более продуктивной и негативный стресс - дистресс, разрушающий организм. Это не совсем верно. Нет хорошего и плохого стресса. Есть один процесс - неспецифический компонент адаптации, который может являться в зависимости от стадии и разрушительным и позитивным.
Различают стресс острый (обеспечивает кратковременную адаптацию) и хронический (обеспечивают долговременную адаптацию). Различают физический стресс (обеспечивается защита от действия таких физических факторов как холод, травма, ожог и т.д.) и эмоциональный или психоэмоциональный (психогенный ).
Раздражение, которое инициирует процесс адаптации и вызывает напряжение, вначале обрабатывается в головном мозге. Информация от рецепторов поступает в новую кору, где происходит когнитивная оценка информации (более или менее объективная с позиций имеющейся о ней информации), а также в лимбическую систему и гипоталамус, где происходит еѐ эмоциональная оценка (согласуется с исходным эмоциональным возбуждением). В новой коре эти два потока информации сходятся, и происходит оценка значимости информации для организма вообще. Если она показалась значимой и знакомой, то возникает стереотипный эфферентный ответ без серьезной эмоциональной окраски и выраженной стрессорной реакции. Если требуется ответ с привлечением механизмов долговременной адаптации, то эфферентная реакция эмоционально окрашена и стресс выражен. Стрессором могут быть как сами эти факторы, так и их словесный образ, воспоминание о них.
Стрессоры - факторы, которые вызывают состояние напряжения, к которым организм вынужден приспосабливаться.
. Вредные условия среды ( загазованность и т.д.).
. Нарушение физиологических процессов в организме ( болезнь, инфекции и т.д.).
Смотрите также
Общие вопросы анатомии и физиологии человека
...
Методология Исаака Ньютона
Введение
всемирный тяготение ньютон закон
Современная
наука охватывает огромную отрасль знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в
различной степени отдалены друг от друга. Современн ...
Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной деятельности
Введение
Организм
находится в непрерывном взаимодействии с окружающей его внешней средой. Это
взаимодействие очень многогранно; оно обусловлено, с одной стороны, степенью сложности
о ...