История змеиных ядов как целительного средства
Учебные материалы по биологии / Характеристика и основные элементы ядов змей / История змеиных ядов как целительного средства
Страница 1

Образ змеи испокон веков ассоциируется у человека с врачеванием. Греческая мифология рассказывает, что когда сын Аполлона - исцелитель всех недугов Асклепий (Эскулап в римской интерпретации) прибыл на остров Крит, у местного покровителя умер сын. В этот период Асклепий увидел на своем жезле змею и, чтоб избежать укуса, убил ее, но вскоре появилась другая змея с чудодейственной травой во рту и оживила убитую. Целитель воспользовался этой травой и оживил юношу. В дальнейшем он применял эту траву при лечении многих недугов.

Древние верили, что Асклепий обрел бессмертие и живет в земле в образе змеи, одаренной разумом и речью. Согласно легенде его жилище было приютом прирученных жрецами неядовитых змей (эскулаповы змеи). Такую картину мы можем видеть на одном из барельефов на камне, найденных в городе Эпидавре. Надпись на нем рассказывает - один грек, страдавший от раны ноги, обессиленный страданием заснул около святилища и приползшая змея заживила его рану. Город Эпидавр считался одним из центров поклонения Аслепия, и когда в Риме вспыхнула эпидемия чумы, из Эпидавра на корабле оставили священную змею.

Также римляне в II в.н.э. выпустили памятные монеты в честь 900-летия основания своего города. На одной из них изображено божество реки Тибр, которое приветствует прибытие в его владения змеи Эскулапа.

Змею изображали не только с Асклепием, но и рядом с его отцом Аполлоном и дочкой Гигиеей (римляне называли ее Салюс). Гигиея олицетворяла собой здоровье. От ее имени произошло слово гигиена.

Змею также можно увидеть вместе с Аполлоном обвивающей чашеобразный трон, ползущей по жезлу Асклепия, вкушающей нектар из чаши Гигиен. На «связь» змей с божествами-исцелителями указывал еще ученый античного мира Плиний старший в знаменитой «Естественной истории».

На древних монетах, которые носили название змеевики (встречались в Византии и Древней Руси), изображали человеческие головы или фрукты, окруженные змеями. Эти медальоны делали из меди, серебра, золота и даже камням носили при себе в качестве амулета. Считалось, что они спасают своего владельца от болезней и других бед.

Древние шумеры «видели» свое божество Иингиштиду в виде змеи, обвившейся вокруг священного жезл жизни. Египетский храм на острове Филэ украшало изображение подобного жезла со змеями. Русские сказания повествуют об одном человеке, который, отведав еды, приготовленной из змей, начал понимать язык трав и записал их лечебные свойства.

Змея не только служила символом и источником знаний о лечении болезней - самих змей применяя при лечении. Например, сброшенную змеёй кожу рекомендовали в древних лечебниках прикладывать к больным зубам, глазам, нарывам - для выхода «железца стрельного». Сошедшую во время линьки шкуру гадюки в некоторых районах Карпат рекомендовали в виде отвара для усиления роста волос. Женщины мыли им голову, считая хорошим средством.

Первые упоминания об использовании различных органов змеи мы находим в глубокой древности. В некоторые рецепты Авиценны входит голова змеи. В «Каноне врачебной науки» Ибн Сина описывает приготовление лепешек из вареного мяса гадюки, дает рекомендации, какую гадюку ловить и как сушить лекарство, чтобы оно не потеряло «силу, противостоящую ядам от укуса, от (ядов) попавших в желудок».

Следует отметить, что описанные Авиценной антитоксические свойства мяса змей имеют научное объяснение. В настоящее время доказано, что в сыворотке крови некоторых животных содержатся факторы, инактивирующие некоторые животные яды.

Наибольшей устойчивостью отличаются опоссумы, лесной хомяк и полевка. Естественные противоядия, выделенные из крови этих животных, имеют белковую природу и, что самое интересное, не относятся к иммуноглобулинам, а нейтрализация яда не является иммунной реакцией. По физико-химическим свойствам они относятся к альбуминам. По способности обезвредить яд гремучей змеи наибольшей активностью обладает сыворотка самой змеи, затем опоссума и лесного хомяка.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Использование микросателлитного анализа ДНК для изучения популяций кумжи (Salmo Trutta L.) в реках Абхазии
Введение Кумжа (Salmo trutta L.) является ценной промысловой рыбой. Из-за нерегулируемого промысла, гидростроительства, загрязнения рек и браконьерства популяции кумжи резко сократи ...

Теория "естественного отбора" Ч. Дарвина
Введение В 2001 году исполнилось 142 года со дня выхода в свет “Происхождения видов” и торжества теории эволюции. Просвещенная общественность настолько сжилась с представлениями Дарви ...

Адаптация организмов к обитанию в водной среде
Введение Актуальность темы. На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания. Первой стала водная, в которой возникла и распространилась жизнь. Далее организмы ...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru