Экспериментальное исследованиеУчебные материалы по биологии / Особенности показателей вегетативной регуляции и функционального состояния у лиц с разным уровнем двигательной активности / Экспериментальное исследованиеСтраница 1
В соответствии с задачами исследования был использован комплексный подход, включающий оценку особенностей физического развития, состояния вегетативных и психофизиологических функций у первокурсников в динамике.
Объектом исследования послужили учащиеся первых курсов КГУ им.Н.А. Некрасова. Общее количество обследуемых составило 50 человек, у которых в течение первого учебного полугодия проводилось изучение динамики физического развития, психофизиологических параметров и функционального состояния сердечнососудистой системы. В результате наших исследований методом вариационной пульсометрии по Р.М. Баевскому обследованы 25 студентов факультета музыкально-педагогического 1 курса (девушки) и 25 студентов 1 курса девушки факультета физической культуры. В работе использован автоматизированный способ регистрации кардиоинтервалов с помощью электронного кардиографа посредством связи блютус.
Обследование проведено до и после занятий. Перед началом процедуры каждый испытуемый имел 10-минутный отдых. Массив, содержащий 100 кардиоинтервалов фиксировался в оперативной памяти компьютера. Алгоритм математической обработки массива включал в себя вычисление моды (Мо), амплитуды моды (АМо), индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), индекс напряжения регуляторных систем (ИНрс). Методами математической статистики определяли среднее арифметическое (М), среднее квадратическое отклонение (σ), ошибку выборки (m).
Проверку гипотезы достоверности различий параметров ритма сердца осуществляли по t - критерию Стьюдента.
Для того чтобы увидеть особенности изменения баланса отделов вегетативной нервной системы у студентов обоих факультетов методом сигнальных отклонений (+/- 0,3σ) в каждой из групп студентов были определены 3 типа вегетативных регуляций парасимпатический (ПСТ), нормотонический (НТ), симпатикотоническим (СТ).
Первоначальный сравнительный анализ показатель ритма сердца студентов обоих факультетов позволили выявить тенденцию избыточного влияния симпатоадреналового контура регуляции на показатели ритма сердца у студентов факультета музыкально-педагогического по сравнению с испытуемыми факультета физической культуры. У последних величины индекса напряжения регуляторных систем, показателя адекватности процесса регуляции, индекса вегетативного равновесия и вегетативного показателя ритма были несколько ниже.
Заслуживает внимания факт количественного преобладания маргинальных типов в группах обоих факультетов (в группе факультета музыкально педагогического парасимпатический имели 12 человек, нормотонический - 5, симпатикотоническим - 8; в группе факультета физической культуры парасимпатический имели 9 человек, нормотонический - 6, симпатикотонический - 8 человек).
Показатели вариационной пульсометрии у студентов обоих факультетов, имеющих парасимпатический тип вегетативных регуляций не имели достоверных различий. У студентов музыкально педагогического факультета с нормотонический типом достоверно выше индекс напряжения регуляторных систем (Р‹ 0,05), по сравнению с испытуемыми факультета физической культуры. Наконец, студентам музыкально педагогического факультета с симпатикотоническим типом имели наиболее высокие показатели амплитуды моды (48,41±4,00) индекс напряжения регуляторных систем (147,07±20,54), показатель адекватности процессов регуляции (73,82±44,05), индекс вегетативного равновесия (193,99±24,77), которые достоверно превышали (Р‹ 0,05) величины аналогичных параметров у студентов факультета физической культуры, имеющих тот же тип вегетативных регуляций.
Различия показателей вариационной пульсометрии у студентов, имеющих симпатикотонический тип вегетативных регуляций.
Показатели группа испытуемых |
Амплитуда моды(АМо) |
Индекс напряжения регуляторных систем (ИНрс) |
Показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР) |
Индекс вегетативного равновесия (ИВР) |
Факультет музыкально-педагогический |
48,41±4,00 |
147,07±20,54 |
73,82±44,05 |
193,99±24,77 |
Факультет физической культуры |
45,27±3,88 |
114,25±19,12 |
59,74±40,42 |
166,03±19,59 |
Диаграмма 1. Амплитуда моды (АМо)
Диаграмма 2. Индекс напряжения регуляторных систем (ИНрс)
Смотрите также
Синтетическая теория эволюции: проблемы и перспективы развития
...
Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной деятельности
Введение
Организм
находится в непрерывном взаимодействии с окружающей его внешней средой. Это
взаимодействие очень многогранно; оно обусловлено, с одной стороны, степенью сложности
о ...