Соотношение биологического и социального в человекеУчебные материалы по биологии / Происхождение человека / Соотношение биологического и социального в человекеСтраница 1
Сколько бы концепций мы ни рассматривали, очевидно одно, что в основе всех лежит вопрос о соотношении биологического и социального в человеке.
То есть, природа человека?
Само понятие «природа человека»
было сформулировано философами с самых древних времен. По их мнению, каждый человек обладает общими для данного вида характеристиками («видовые характеристики»), а также чертами, которые отличают его от других видов животных.
Каковы видовые (общие для всех людей) характеристики человека?
Это: прямая походка, цепкие руки и подвижные пальцы, взгляд, направленный вперед, а не в стороны, большой мозг и сложная нервная система, сложный механизм голосовых связок, гортани, губ, способность к речи, длительная зависимость детей от родителей.
А какие черты отличают человека от других видов животных?
Это: способность производить, строить по законам красоты, творчески, стремление к совершенству.
А что роднит человека с другими животных (млекопитающими)?
Это: инстинкты, наследственность, нервная система, естественный отбор, способ воспроизводства (живородящие). То, что человек - существо биосоциальное - никто сегодня не подвергает сомнению. Предметом пристального внимания психологов, биологов, социологов и, конечно, философов, является другая проблема: каково соотношение в человеке биологического и социального,
какие из этих качеств преобладают в человеке?
Существуют три направления:
Первое берет начало от теорий, получивших название биологических школ в социологии. В них человек рассматривается как исключительно биологическое существо
. Главным двигателем развития человека и человеческого общества считается борьба за существование и естественный отбор.
К этому направлению относится учение Герберта Спенсера
(1820-1903 гг.),
расово - антропологическая школа, органическая школа в социологии, дарвинизм, психоанализ Зигмунда Фрейда
(1856-1939 гг.). Безусловно, нельзя не согласиться с философами этого направления, что человек является биологическим существом. Но, абсолютно неправомерно отождествлять биологическое, характерное животным, со специфической биологией, присущей человеку.
Биологические концепции находятся часто на грани между гуманизмом и антигуманизмом. Так, например, представители расово - антропологической школы нередко опускаются до оправдания расизма.
Второе
понимание соотношения в человеке биологических и социальных факторов тоже является крайним. Согласно этому пониманию, человек есть чисто социальная сущность,
полностью лишенная биологических черт. Человек рождается с единственной способностью - приобретать человеческие способности. Он, якобы, воплощает в себе новую форму движения материи - «социальную», отличную от «биологической», присущей всем прочим живым существам - животным. «Биологическое» и «социальное», по их мнению, - два принципиально различных и несовместимых типа существования животных и человека.
Третье понимание проблемы является несомненным шагом вперед. Оно было сформулировано философами, которые попытались «примирить»
два предыдущих подхода. В основе этого направления находится марксистский подход к пониманию сущности человека, который, несмотря на все нападки в сторону марксистской философии, до сего дня остается достаточно актуальным. На верность этого положения указал и Всемирный философский конгресс, состоявшийся в г. Брайтоне в 1988 г. Но все же подчеркивалось, что при этом нельзя игнорировать в человеке биологическое и психическое, в том числе и этнопсихическое. Несмотря на это, сторонники того и другого направлений по-прежнему продолжают отстаивать свои позицию, что вызвано противоречивой сущностью человека. И это противоречие вряд ли передашь лучше, чем великий персидский поэт и ученый Омар Хайям
(1048-1131 гг.):
Он источник веселья и скорби рудник,