Гигиена зрения

Орган зрения важнейший канал информации, поступающей в центральную нервную систему. Свет - адекватный раздражитель глаза, не только носитель зрительной информации, но и фактор нормального развития глаза, формирования его функций.

В раннем возрасте глаз, как правило, является дальнозорким. К 9-12 годам у большинства детей он становится соразмерным. У части школьников этот процесс изменения пропорций глаза не останавливается, вследствие чего появляется и нарастает близорукость. Близорукий глаз хорошо адаптирован к рассматриванию близко расположенных объектов.

Близорукость имеет научное название - миопия. Близорукость способствует перенапряжению мышц глаз: непроизвольное стремление человека приблизить рассматриваемый объект к глазу, чтобы его получше рассмотреть, требует усиленной конвергенции глаз. При этом возникает повышенная нагрузка на внутренние прямые мышцы глаза, которые поворачивают глаз к носу.

Развитию близорукости способствует все, что требует длительного регулярного всматривания в мелкие детали объекта,- это и недостаточное его освещение, и слишком мелкий шрифт. Глаз - динамичный орган, он хорошо приспосабливается к разнообразным условиям зрительной работы.

Проявления близорукости различны. Для учащихся любого возраста при ее развитии характерно приближение глаза к предмету занятий. Учащимся старших классов после зрительной нагрузки жалуются на усталость, головную боль. Учащиеся младших классов, неспособны к должной самооценке, становятся рассеянными, допускают много ошибок при списывании с доски, теряют интерес к занятиям. Во всех этих случаях необходимо отвести учащегося на обследование к окулисту. Близорукость в зависимости от ее степени ограничивает учебные и физические способности человека. Для домашних занятий учащегося должно быть отведено хорошо освещенное место у окна, свет должен падать обязательно с левой стороны: при освещении справа книга или тетрадь затемняются правой рукой, а свет, падающий спереди, слепит глаза. Важно, чтобы свет от искусственного источника падал только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае происходит избыточное их засвечивание, сопровождающееся быстро развивающееся утомление. У учащихся нередко наблюдаются вредные привычки зрительной работы, способствующие ухудшению зрения. Во-первых, некоторые из них имеют манеру слишком приближать глаза к книге. Это связано с недостатком зрения. Во-вторых, учащиеся в период, когда они полностью освоились с чтением и поняли, в чем прелесть интересной книги, порою начинают читать запоем. В-третьих, учащиеся имеют привычку читать лежа. Вред ее заключается в том, что в таком положении трудно держать книгу на нужном расстоянии и в удобном для глаз положении - при этом непроизвольно выбирается положение, удобное для всего тела, но не всегда подходящее для глаз. В-четвертых, учащиеся нередко читают в транспорте. Это вредно т.к. сотрясение и качание книги увеличивает нагрузку на мышцы, поддерживающие правильное взаимное положение глаз при чтении и постоянное их расстояние до книги. Вредно также читать во время перемены: это препятствует полноценному отдыху глаз между уроками. Существенной нагрузкой на зрение являются телевизионные передачи. Смотреть телевизор учащимся следует не каждый день и лишь предназначенные для них передачи. Учащиеся, которые носят очки, должны пользоваться ими и при просмотре телепередач.

Смотрите также

Структура экосистемы леса
Введение Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества, называют экологической системой или экосистемой. Впервые поня ...

Краткая характеристика микрофлоры Арктики
ВВЕДЕНИЕ Одним из уникальных мест обитания экстремофильных микроорганизмов, является арктическая зона с присущей ей многолетней мерзлотой. Арктические моря отличаются от остальных ...

Влияние физических факторов на фенотипические свойства микроорганизмов
Введение Вплоть до конца прошлого века микробиология развивалась главным образом на основе исследований чистых культур микроорганизмов,у которых были изучены фенотипические свойства. ...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru